Реформаторские и модернистские течения в исламе

Ислам в эпоху капитализма и империализма

В период капитализма, который в странах распространения ислама наступил во второй половине XIX века и в начале XX века, среди мусульман появились реформаторы и модернисты. Это были идеологи и защитники интересов местной буржуазии, которые стремились приспособить феодальную идеологию и организацию ислама к новым социально-экономическим отношениям. В интересах национальной буржуазии стран Ближнего и Среднего Востока, желавшей создать свою промышленность, они выступали сторонниками восприятия западной науки и техники. Наиболее последовательные представители мусульманской реформации заявляли, что шариат уже отжил своё время и должен быть заменён нормами буржуазного права, а мусульмане должны руководствоваться требованиями «общечеловеческой» (т.е. буржуазной) морали. Некоторые из них считали возможным смягчить строгие предписания о полном воздержании в дни ежегодного месячного поста, выступали против затворничества женщин и ношения покрывала, против бесконтрольной власти мужа и отца над жёнами и дочерьми. Такие проявления либерализма вызывались требованиями капиталистического производства, на которое было выгодно привлекать женщин и детей, так как они получали очень низкую заработную плату.

Реформаторы старались использовать Коран для защиты и оправдания буржуазного прогресса. С этой целью они подвергали эту книгу фантастическому толкованию и утверждали, что в ней можно найти оправдание и даже одобрение железных дорог, телеграфа, телефона и т.п. Мухаммед Абдо писал, что встречающиеся в Коране разумные существа — джинны, способные причинять много вреда людям, являются не чем иным, как болезнетворными микробами. Крупный индомусульманский модернист Мухаммед Икбал предлагал рассматривать рай и ад не как места, в которых одни вкушают чувственные наслаждения, блаженствуют, а другие испытывают страшные физические мучения, а как особые состояния человеческой души, освободившейся из тленного тела после его смерти.