Гравюры Гюстава Доре

Поль Гюстав Доре (Paul Gustave Dore) — родился 6 января 1832 года в Страсбурге.

В конце 1847 года Обер издал альбом его литографий «Подвиги Геркулеса».

В иллюстрациях к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» (1854) Доре показывает себя художником могучего воображения, умело облекающего породившую его мысль в форму конкретного образа.

«Образы, созданные Доре, народны по своей сути. Гаргантюа и Пантагрюэль в иллюстрациях Доре воспринимаются как полноправные участники народной жизни, они естественно «вписываются» в толпы людей, интерьеры, природу. И все это в соответствии с народным пониманием героев как реальных людей…» Л.А. Дьяков

Гениальные иллюстрации Доре к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» явились началом нового типа иллюстрированной книги, где рисунки неразрывно сливаются с текстом и свободно чередуются большие и маленькие изображения. Здесь была найдена счастливая гармония между литературной и иллюстративной частью. При этом художник, не отказывая себе в праве на творческий вымысел, стремится передать неповторимые особенности образного строя произведения.

1854 год — появляется альбом литографий Доре «Парижский зверинец».

В 1855 года художник заканчивает рисунки к «Озорным рассказам» Бальзака.

Осенью 1855 года Доре приступил к изучению Данте для создания иллюстраций к «Божественной комедии». Грандиозные гравюры художника к «Аду» появились в 1861 году, «Чистилище» и «Рай» были выполнены в 1869 году.

Божественная комедия — Ад (inferno)
Божественная комедия — Чистилище (purgatorio)
Божественная комедия — Рай (paradise)

Теофиль Готье писал в газете «Монитор» в 1861 году: «Нет другого такого художника, который лучше, чем Гюстав Доре, смог бы проиллюстрировать Данте. Помимо таланта в композиции и рисунке, он обладает тем визионерским взглядом, который присущ поэтам, знающим секреты Природы. Его удивительный карандаш заставляет облака принимать неясные формы, воды — сверкать мрачным стальным блеском, а горы — принимать разнообразные лики. Художник создает атмосферу ада: подземные горы и пейзажи, хмурое небо, где никогда нет солнца. Этот неземной климат он передает с потрясающей убедительностью…»

«В 1860-х годах «деревянная гравюра» начала приобретать популярность у публики, которая вскоре превратилась в манию. Каждый автор, который писал книгу, хотел, чтобы Доре иллюстрировал ее; каждый издатель, который публиковал книгу, стремился выпустить ее с иллюстрациями Доре» П. Лакруа.

Доре обычно делил свой рабочий день на три части: утро посвящалось графике, полуденные часы – живописи, вечера – снова графике. Друг художника, живописец Бурделен, так описывает его метод работы: «Я видел, как Гюстав заработал 10 тысяч франков за одно утро. Перед ним находилось около двадцати досок, он переходил от одной к другой, набрасывал рисунок с быстротой и уверенностью, которые изумляли. За одно утро он сделал двадцать великолепных рисунков. Затем он со смехом отбросил карандаши в сторону, вскинул голову особым образом и сказал мне весело: «Неплохая утренняя зарядка, мой друг. Этого достаточно, чтобы прокормить семью в течение года. Ты не думаешь, что я заслужил хороший завтрак? Клянусь, я голоден как раз на эту сумму. Пойдем».

По сообщению друга и биографа художника Б. Джеррольда, количество рисунков Доре достигло к маю 1862 года сорока четырех тысяч.

В 1862 году Доре создает иллюстрации к «Сказкам» Шарля Перро. Сент-Бёв, получив это издание Доре, назвал его «подарком для короля». Блестящий критик Поль де Сен-Виктор, увидел в «Сказках» Перро «наивный и заманчивый маскарад. Кажется, что видишь Оберона в костюме маркиза, прогуливающегося с Титанией в воздушном портшезе в сопровождении Ариэля и Пэка, переодетых пажами».

«Сказки» Шарля Перро

Шедевры импровизации, выдумки, остроумия — рисунки для «Приключений барона Мюнхгаузена» Распе (1863). В 1863 же году появился большой цикл гравюр к «Дон Кихоту» Сервантеса. Можно смело сказать, что эти иллюстрации до сих пор остаются непревзойденными.

И тем не менее, самым знаменитым изданием, иллюстрированным Густавом Доре, стала Библия (230 гравюр), выполненными в 1864-66 гг. Именно иллюстрации к Библии принесли Доре всемирную известность. Библия с гравюрами Гюстава Доре была издана во многих странах, в том числе, и в России.

Библия — Ветхий завет
Библия — Апокрифы
Библия — Новый завет

В 1865 году Доре создал 50 гравюр к эпической поэме Джона Мильтона «Потерянный Рай». Образный и богато детализированный рисунок как нельзя лучше подходил к литературным (стихотворным) текстам. В гравюрах Доре выразительны и живы не только земные существа и похожие на них ангелы, но и чудища преисподней.

«Потерянный Рай»

Доре называют величайшим иллюстратором XIX века за непревзойдённую игру света и тени в его графических работах. Как иллюстратор Доре удивляет своей беспримерной плодовитостью и неистощимой находчивостью фантазии; производя несчетное множество рисунков, он умел сочинять самые разнообразные сцены, в большинстве случаев проникнутые живым драматизмом, обставлял их вполне подходящими к ним околичностями и особенно мастерски придавал им живописность удачно выбранными мотивами окружающего их пейзажа и освещения.

Поль Гюстав Доре похоронен на кладбище Пер-Лашез в 1883 году.

Сентенции

Взгляните на верующих! Кто больше всего ненавистен им? Разбивающий скрижали их ценностей, разрушающий и преступающий, но он есть созидающий.
Ницше

Никогда двадцать огромных томов не сделают революцию, ее сделают маленькие карманные книжки в двадцать су.
Вольтер

Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, несвойственно упорствовать в ошибке.
Аристотель