Панисламизм

Ислам в эпоху капитализма и империализма

Во второй половине XIX века получил распространение панисламизм — реакционное религиозно-политическое учение, проповедовавшее объединение мусульманских народов для борьбы против «наступления христианского Запада». Основоположником панисламизма был Джемаль-эн-дин аль-Афгани (1839–1897 года). По происхождению он был афганским феодалом, вынужденным покинуть свою страну и последовательно проживавшим в Индии и Египте, находившихся под властью Англии, в Западной Европе и в султанской Турции; он посетил и царскую Россию, побывав в Петербурге и Москве; умер в Стамбуле (Константинополе). Деятельным соратником Джемаль-эн-дина и умелым пропагандистом его учения выступал известный мусульманский реформатор Мухаммед Абдо.

Панисламизм — сложное и противоречивое явление. При своём возникновении он, с одной стороны, был направлен против колониального порабощения мусульманского Восьока. С другой стороны, панисламизм являлся орудием внутренней реакции в странах распространения ислама. В.И. Ленин обращал внимание на необходимость борьбы с панисламизмом и подобными течениями, пытающимися соединить освободительное движение против европейского и американского империализма с укреплением позиции ханов, помещиков, мулл и т.п. (В.И. Ленин, Соч., т. 31, стр. 127).

Во внутренней политике панисламисты оказались пособниками реакции, социального угнетения трудящихся и подавления национальных освободительных движений. Признавая только религиозную общность мусульманских народов, панисламизм отрицал наличие социального неравенства и классовых противоречий в из среде. Поэтому панисламисты не допускали никаких проявлений классовой борьбы трудящихся-мусульман, заявляя, что эксплуататор и эксплуатируемый, угнетатель и угнетаемый вовсе не являются таковыми, так как они братья по вере и между ними не может быть никаких противоречий.

В конце XIX и в начале XX века панисламисты считали возможным выступать с планами объединения всех мусульманских стран в одно государство, во главе которого должен был стоять турецкий султан — халиф. После второй мировой войны лидеры современного панисламизма (группирующиеся главным образом в Пакистане) носились с проектами создания блока мусульманских стран. Они заявляли, что этот блок должен противостоять как блоку капиталистических стран, который возглавляется США, так и социалистическому лагерю, во главе которого стоит СССР. Себя и весь мусульманский они пытались представить в виде независимой «третьей силы». Этой «силе», по их мнению, предстояла борьба на два фронта: против империализма и против коммунизма. Но панисламисты, среди которых имелись руководящие государственные деятели, вели переговоры и заключали соглашения с империалистическими державами, т.е. проектировавшийся ими «блок» имел антикоммунистическую направленность.