Бехаизм

Ислам в эпоху капитализма и империализма

Иранское купечество было сильно напугано бабидскими восстаниями, участники которых выступали против феодального строя, а также против частной собственности. В противовес бабизму возник бехаизм — религиозное учение, которое освящало институт буржуажной частной собственности и было направлено против развития классовой борьбы.

Основоположником бехаизма был Мирза Хусейн Али, выступивший в роли преемника Баба. Свою деятельность он начал в Багдаде, среди местных бабидов. Там он объявил себя «тем, кого проявит бог», как назывался в «Беяне» Баба его будущий преемник, завершитель его дела. Как таковой, он стал именовать себя Бехаулла, что значит «блеск божий». В дальнейшем он выдавал себя за воплощение бога, т.е. стал живым богом для своих последователей — бехаитов.

Основы бехаитского учения изложены в «Китабе акдес» («Священнейшая книга»), которую Бехаулла составил в Акке, в Палестине, в 70-х годах XIX века. Эта книга, по мнению её автора, заменила Коран и «Беян». В 1892 году Бехаулла умер в Акке. Верховным руководителем бехаитов стал его сын Аббас Эфенди (1844–1921 года), называвший себя Абдулбеха, что значит «раб блеска».

Согласно «Китабе акдес», все люди (независимо от расы, национальности и социального положения) являются братьями. Поэтому между ними не должно быть ни войн, ни классовой борьбы. Буржуазная сущность бехаизма выражается во всех предписаниях «Китабе акдес». Так, например, отменяется сложная мусульманская обрядность, выполнение которой отвлекает трудящихся от работы, а капиталистов — от предпринимательской деятельности. В то же время для бехаизма характерно оправдание комфорта и даже роскоши. Наряду с этим предписываются суровые карательные меры в отношении нарушителей прав частной собственности (тюремное заключение, клеймение, лишение жизни). Не допускается не только восстание против существующих властей, но и агитация против них и даже критика их действий. Основоположник бехаизма считал, что всякое проявление свободы «приводит к смуте, пламя которой не потушишь». Свобода, по его мнению, присуща животным, а человек должен подчиняться существующим законам. Такое учение не могло получить широкого распространения в народных массах. Ревностными последователями бехаизма стали иранские компрадоры. Бехаизм нашёл для себя подходящую почву в империалистических государствах, особенно в США и Германии.