Хариджиты

Эта секта возникла в условиях напряжённой борьбы двух правящих группировок за верховную власть в халифате. Представители арабской родовой аристократии выступили с оружием в руках против халифа Али. склонность последнего к соглашению с аристократией вызвала решительный протест со стороны мусульманских низов, среди которых находились поборники равенства и справедливости. Они составили первые отряды хариджитов (повстанцев), которые выдвинули положение о суверенности мусульманской общины верующих, считая её источником всякой власти. Халиф, по учению хариджитов, может получить власть только от общины, обязательно путём выборов и может быть низложен, лишён власти и даже убит по решению общины. будучи исключительно требовательными в области веры и морали, хариджиты считали, что мусульманин, совершивший тяжкий грех, должен быть выгнан из общины верующих. В борьбе против своих политических врагов и прочих инакомыслящих они прибегали к самым беспощадным мерам, проявляя крайний фанатизм. Убивать своих противников хариджиты считали лучшим средством борьбы.

В I веке мусульманской эры хариджиты выступали в авангарде народных восстаний против Омейядов, являвшихся представителями арабской аристократии. Войскам почти всех омейядских халифов приходилось вести ожесточённые бои с вооружёнными силами хариджитов в Ираке, Иране и Аравии. Одной из причин хариджитского движения была внутренняя борьба в самой секте, распавшейся на несколько подсект и более мелких группировок. Другой важной причиной падения влияния хариджитов являлось недовольство народных масс, нередко страдавших от дикого фанатизма этих непримиримых и ограниченных сектантов. Лишившись массовой поддержки, хариджитской движение утратило свою социальную базу. До наших дней хариджиты (в лице ибадитов) сохранились в Северной Африке и в Аравии. В этих странах они уже давно не проявляют своей былой непримиримости и воинственности.