Идеология современного ислама в буржуазных странах

Современный ислам

В послевоенные годы идеологи и пропагандисты ислама нередко оказывались в затруднительном положении. Английские и французские империалисты утратили своё былое политическое господство в большинстве стран распространения ислама. Зато империалистические круги США стремятся расширить и укрепить свои экономические и стратегические позиции в этих странах. Американские империалисты ведут борьбу против мирной и дружественной политики Советского Союза, авторитет и влияние которого неизменно возрастают в народных массах Востока.

В условиях борьбы двух систем мусульманские ведущие идеологи и высшее духовенство, тесно связанное с классом крупных землевладельцев, стоят на антикоммунистических позициях. Как заявляют эти консервативные мусульманские деятели, ислам безусловно враждебен коммунизму.

В то же время из среды городского мусульманского духовенства, тесно связанного с национальной буржуазией, и из мусульманской буржуазной интеллигенции вышли идеологи, пытающиеся подкрасить ислам под цвет коммунизма. Они утверждают, что возникновение ислама представляло собой не что иное, как великую социальную революцию, а Мухаммед являлся величайшим реформатором. Вследствие этого ни в какой иной револиции мусульманские массы не нуждаются. В Коране и сунне предписан якобы самый совершенный социально-экономический строй. Среди мусульман будто бы не существует и не может быть резкого имущественного неравенства благодаря подоходному налогу, установленному Кораном. Но такое суждение находится в явном противоречии с действительностью. Поэтому пускается в ход другое, столь же несостоятельное суждение, а именно что в исламе, т.е. в мусульманских странах, всё имущество принадлежит богу. Из этого делается вывод, что богатый капиталист и неимущие рабочие и крестьяне равны перед лицом божьим, так как собственник является только временным владельцем. Подобная пропаганда ведётся, конечно, в целях защиты эксплуататорского строя и власти собственников.

Особенно тревожит мусульманских идеологов и пропагандистов ослабление их влияния на молодёжь. По мнению мусульманских публицистов, влияние ислама на молодёжь следует обеспечить наивозможно действенными средствами. Для этой цели имеются различные организации мусульманской молодёжи. наибольшую активность проявляют такие организации в Пакистане, Египетском районе ОАР и в Турции. Производится обмен профессорами и студентами, а также молодёжными и специально студенческими делегациями. Для молодёжи издаётся периодическая и непериодическая литература, которая проводит обработку молодёжи в мусульманском духе. Существуют также женские мусульманские организации, особенно деятельные в Пакистане.

В условиях распада колониальной системы мусульманские идеологи быстро и легко приспосабливаются к изменяющейся политической и социальной обстановке. Например, когда в Египте сидел на престоле ничтожный король Фарук, мусульманское духовенство сплошь состояло из монархистов и вело монархическую пропаганду. Когда же была провозглашена республика, в мусульманской печати вчерашние монархисты поместили статьи, в которых они доказывали, что республика — лучшая форма организации государства, и подтверждали это ссылками на Коран, сунну и шариат.

Такое приспособленчество мусульманского духовенства, характерно для духовенства всех религий, вызывается его стремлением сохранить своё влияние на верующие трудящиеся массы. Особенно это заметно в его отношении к массовому движению сторонников мира. Под влиянием верующих масс мусульманское духовенство занимает антивоенные позиции. Иначе оно утратило бы доверие верующих и влияние на них. Конечно, и среди духовенства имеются искренние сторонники мира и даже борцы за мир. В ряде арабских стран, активно ведущих национально-освободительную борьбу против империалистов, довольно значительная часть мусульманского духовенства, связанного с национальной буржуазией, стоит на патриотических позициях и поддерживает национально-освободительное движение.

Империалисты, желая сохранить (а по возможности и расширить) захваченные ими экономические и стратегические позиции в странах Востока, пытаются всемерно использовать ислам для этих целей. Особенно активно действуют империалисты США, проводящие наиболее корыстную политику в странах распространения ислама. Чтобы скрыть от народных масс свои подлинные намерения, империалистические круги США и их агенты выступают в роли покровителей и защитников ислама. «Культурную миссию» американского империализма выполняют организации вроде «Американские друзья Среднего Востока». Эти «друзья» ставят своей целью (как гласит устав их организации) содействовать в США и за границей лучшему взаимопониманию и изучению религиозных, социальных и культурных ценностей и стремлений народов от Марокко до Пакистана. Они ведут печатную пропаганду «американского образа жизни», снабжают периодическую печать дезинформационными материалами, проводят обмен студентами и лекторами, устраивают выставки произведений искусства и ремёсел в странах мусульманского Востока.

Английские империалисты тоже стремятся использовать ислам в интересах своей колониальной политики. В Уокинге, под Лондоном, находится мечеть Шах-Джехан, а при ней мусульманская миссионерско-пропагандистская организация. Здесь устраиваются торжественные богослужения, собрания мусульман с участием немусульман, выставки литературы, книжные базары, читаются лекции и доклады, издаётся журнал «Исламик ревью».

«Английские друзья ислама» исправно посещают собрания местных мусульманских организаций, имеющих в Лондоне и некоторых других городах Англии и действующих под руководством уокинского центра. Подобные же организации в последнее время оживили свою деятельность в ФРГ. Помимо организации при берлинской мечети активно действуют организации мусульман в Гамбурге, Бремене и некоторых других западногерманских городах. В деятельности этих организаций (лекции, дискуссии, сбор пожертвований) принимают участие не только местные мусульмане, но и «Германские друзья ислама».

При парижской мечети проводится обработка мусульман (главным образом североафриканцев), работающих и учащихся во французской столице и её окрестностях. Генерал де Голль неоднократно пытался выступать в роли защитника ислама.