Бабизм

Ислам в эпоху капитализма и империализма

В новое время, когда в странах Ближнего и Среднего Востока народились и стали развиваться капиталистические отношения, появились секты, отражавшие интересы местной, национальной буржуазии. Из таких сект весьма характерен бабизм, возникший в Иране в 40-х годах XIX века. Основателем этой секты был Али Мохаммед, иранский купец из города Шираза. Он назвал себя Бабом, что значит «врата», через которые должно проникнуть к людям новое вероучение, приходящее на смену исламу. Основы бабизма изложены в книге «Беян», написанной Бабом. Эта книга, в которой изображено идеальное утопическое буржуазное государство, по сути дела направлена против иранских феодалов и иностранных капиталистов, являвшихся конкурентами иранского купечества.

Выступая поборником коренных общественных преобразований, Баб, не будучи революционером, возлагал все свои надежды на иранского шаха, которого он считал способным создать новое общество и государство. В будущем бабидском государстве, как оно представлялось в воображении Баба, не будет иностранных капиталистов и их агентов: они будут изгнаны из Ирана. Зато иранские купцы, избавившись от гнёта феодалов и конкуренции иностранцев, окажутся в самом благоприятном положении. Все виды коммерческой и банковой деятельности (включая взимание процентов, запрещённое Кораном) будут развиваться совершенно беспрепятственно.

Чтобы ограничить влияние духовенства на верующих, Баб объявил посещение мечети и собрание верующих для молитвы необязательными, отменил также обязательное выполнение религиозных обрядов. Каждый может молиться где и когда ему угодно. Молитва не должна отвлекать купца от его предпринимательской деятельности.

Антифеодальная направленность бабизма привлекала к нему трудящиеся массы. Эти угнетённые массы превратили бабизм (вопреки намерениям его основателя) в орудие и знамя мощной антифеодальной борьбы. В разных районах Ирана вспыхнули народные восстания. На подавление их шахское правительство направило крупные вооружённые силы. Однако сломить героическое сопротивление повстанцев иранскому военному командованию удалось не столько вооружёнными силами, сколько лживыми обещаниями амнистии. Баб был казнён в Тавризе летом 1850 года.

Воспользовавшись покушением на шаха, совершённым тремя бабидами в 1852 году, иранские феодалы при деятельном участии шиитского духовенства истребили руководящую верхушку бабидской организации. Бабизм в Иране вскоре утратил своё общественное и политическое значение. Небольшие бабидские общины, разбросанные по всей стране, продолжали существовать позднее как мелкие тайные организации.