Мистицизм в исламе

В эпоху средневековья в мусульманских странах распространияются различные мистические учения. Задавленные эксплуатацией и не видевшие выхода из своего бедственного положения трудящиеся массы были благодатной средой для распространения таких учений. Носители и распространители мистических учений — дервиши (мусульманские монахи) призывали к единению с богом посредством поста, молитвы и асктических упражнений. Они внушали веру в пришествие махди, т.е. посланца божьего, который должен будет установить всеобщее равенство и благоденствие, пресловутое «царство божие» на земле. Дервиши успешно конкурировали с ортодоксальным, казённым духовенством, сокращали его доходы, получаемые с верующих в виде поборов за отправление религиозного культа и выполнение обрядов. Поэтому ортодоксальное духовенство (и прежде всего его верхний слой, состоявший из улемов — богословов и факифов — законоведов) относились враждебно к проявлениям мистицизма. Но простой народ относился к мистикам-дервишам с почтением и симпатией, так как они осуждали жадность богачей, лихоимство судей и жестокость правителей, восхваляли бедность, призывали к воздержанию. Особенно популярными стали странствующие дервиши, питавшиеся подаянием. Используя доверчивость простых людей и идя навстречу их невежественным запросам, дервиши с выгодой для себя занимались гаданиями, предстказаниями, исцелениями, выдавая себя за людей, близких к богу и находящихся в непосредственном общении с ним.

Оседлые дервиши объединялись в особые организации — братства, или ордена. Во главе каждого ордена стоял наставник — шейх, которому все члены ордена были обязаны бесприкословно повиноваться. Влиятельный шейх обычно был окружён большой толпой мюридов, являвшихся его послушниками и учениками. В определённые дни дервиши той или иной обители собирались на радение (зикр). Во время зикра они хором читали молитвы или пели священные гимны, сопровождая всё это различными телодвижениями. Иногда они танцевали или просто вертелись под звуки музыки. Таким способом они доводили себя до состояния невменяемости, до обморока. на радения допускались посторонние зрители в целях рекламы ордена или обители.

Мистицизм оказался весьма подходящим средством обезволивания трудящихся, отвлечения их от классовой борьбы. Учение об отказе от земных благ, о преимуществах бедности, воздержания и терпения вполне отвечало интересам и политике господствующего класса и правоверного духовенства. Поэтому в XI веке знаменитый богослов Газали (умер в 1111 году), один из столпов правоверия, включил мистицизм (известный у мусульман под названием «суфизм») в систему вероучения и обрядности ислама. К этому времени суфизм уже перестал быть оппозиционным течением и стал важным элементом ортодоксального ислама.