Организационное оформление лютеранства и его борьба с католицизмом

Князья-лютеране провели на первом Шпейерском рейхстаге (ландтаге), летом 1526 года, постановление о предоставлении каждому князю права решать вопрос о религии подданных своей территории. Второй Шпейерский рейхстаг, 1529 года, отменил постановление первого ландтага. Пять лютеранских князей и представители некоторых имперских городов заявили протест против этого решения. Этот протест стал историческим, так как именно отсюда происходит термин «протестантизм», который со временем стал применяться ко всем христианским церквам, связанным по своему происхождению и учению с Реформацией.

В 1530 году император созвал для примирения католиков и лютеран Аугсбургский рейхстаг. Протестантам было предписано сформулировать своё мировоззрение. Так возникла первая символическая книга лютеранства — «Аугсбургское вероисповедание», идейным отцом которого был Лютер (он не мог принять участие в ландтаге из-за своего отлучения и опалы), а фактическим исполнителем — Меланхтон. В этой книге наряду с положением о том, что князь, а не папа является главой церкви, была установлена обрядовая, внешняя сторона лютеранства.

В 1535 году лютеране организовали военный союз — Шмальгальденскую лигу, вооружённая борьба которой против Карла V привела в 1555 году к Аугсбургскому миру. По его условиям лютеранство стало в Германии таким же полноправным культом, как и католичество, согласно принципу: «Чья страна, того и вера», т.е. князь мог делать выбор между лютеранским вероисповеданием и римско-католическим, и все его подданные должны были принять ту веру, которую принял он.

Следующими символическими книгами лютеранства стали «Большой» и «Малый» катехизисы Лютера, «Формула согласия» и др. Собрание всех лютеранских символических книг называется «Книга согласия» («Книга конкордии»).