Основатель лютеранства Мартин Лютер

Лютер происходил из семьи тюрингского рудокопа, ставшего зажиточным бюргером. Родители Лютера, люди для своего времени образованные и ревностно благочестивые, воспитали Мартина в религиозных правилах. В 1501 году Лютер поступил в Эртфурский университет, некоторое время он близко стоял к кружку гуманистов. Получив в 1505 году степень магистра богословия, он ушёл в августинский монастырь. С 1507 года Лютер преподавал в Виттенбергском университете. В 1513-1514 годах определилось религиозное мировоззрение Лютера. Он взял за основу положение из Послания к римлянам святого апостола Павла об оправдвнии верой («Человек оправдывается верою независимо от дел закона» — гл. III, стих 28). Впоследствии в своём переводе Библии на немецкий язык Лютер совершил подлог, добавив слово «одной», так что тезис Павла приобрёл вид: «Человек оправдывается одной верой...»

Лютер выступил против индульгенций не первый. До него проив них выступали Джон Виклиф, Ян Гус, при нём — Эразм Роттердамский и другие гуманисты. Но Лютер только подправил учение о благодати, согласно которому деяниями Христа, апостолов, святых создан некий фонд благодати, который церковь может распределять между грешниками для искупления их грехов. Он стал учить, что милость божья заключается не в даруемом богом через церковь готовом оправдании, а в даре веры для достижения спасения самим человеком. Главный смысл лютеровского «оправдания верой» заключался в отрицании доминирующей роли церкви и духовенства — первого сословия при феодализме. Эти положения были развиты Лютером в ходе начавшейся борьбы с католической церковью.

Летом 1519 года Лютеру пришлось вести диспут с католиком Экком, на котором Лютер заявил, что в учении Гуса имелись истинно христианские положения. В 1520 году последовала папская булла об отлучении Лютера от церкви, 10 декабря 1520 года Лютер сжёг папскую буллу во дворе Виттенбергского университета в присутствии студентов. Вызванный Карлом V на рейхстаг в Вормсе в 1521 году, Лютер отказался отречься от своего учения. Вормский эдикт 1521 года объявил опалу Лютеру и его последователям. Император запретил исповедовать лютеранство, предписал сжечь лютеранские книги, призвал всех граждан преследовать новое учение.

Дальнейшая судьба Лютера мало бы чем отличалась от судьбы Яна Гуса, сожжённого католиками, если бы его не поддержала княжеская оппозиция католицизму и императору Священной Римской империи. Лютера берёт под своё покровительство курфюрст Саксонии. Складывается оппозиционный лагерь из князей и городов. В обстановке классовой борьбы Лютер связал свою судьбу не с революционным движением крестьянско-плебейских масс, а с умеренной бюргерской Реформацией, стремившейся встать под покровительство князей. Лютеранская реформация сделалась в конце концов орудием княжеского абсолютизма и средством секуляризации в пользу князей церковных земель.