Иудейский политеизм

Библейский иудаизм

Племенная религия древних евреев изменилась, когда в XIII веке до нашей эры эти племена завоевали Палестину. Древнеегипетские данные, восходящие к III тысячелетию до нашей эры, свидетельствуют, что Палестина была заселена семитами — частью скотоводами, частью оседлыми земледельцами. Из соседних степей Аравии периодически появлялись скотоводческие племена, которые в Палестине переходили к земледелию. В надписи фараона Меренптаха 1223 года до нашей эры впервые упоминается Израиль.

Когда кочевники перешли от скотоводства к земледелию, они стали чтить богов — покровителей сельского хозяйства, многочисленных местных ваалов (господ), которым поклонялись, по словам Библии, «под каждым зелёным деревом». Пасха, прежде праздник скотоводов, стала земледельческим праздником, в жертву богу стали приносить мацу (опресноки) — свежие хлебные лепёшки.

Зарождение в недрах родового строя классов нашло своё отражение в древней религии. Божества — покровители полей, виноградников, оливковых рощ и т.п. стали считаться также покровителями власти старейшин и вождей, притеснявших своих сородичей.

С образованием рабовладельческого государства древние боги и богини — фантастические олицетворения сил природы и боги — покровители племён превращаются в местных и, наконец, государственных богов.

В Библии вытравлены указания на то, что многие её герои были когда-то богами, превратившимися через тысячелетия в «исторические личности». Так, например, Иисус Навин — древнее североханаанское божество растительности, родственное земледельческому богу Таммузу и впоследствии превращённое жрецами в сподвижника Моисея. В Библии древние боги Авраам, Исаак, Иаков уже изображены в виде патриархов, культ которых сохраняется в иудаизме до наших дней.