Возникновение иудейского монотеизма

Библейский иудаизм

Когда в Палестине примерно за 1000 лет до нашей эры возникло рабовладельческое государство, то его цари, чтобы укрепить свою власть, превратили Яхве в небесного царя, созданного по их образцу. В 622 году до нашей эры царь Иосия провёл реформу: централизовал культ, запретил приносить жертвы вне Иерусалимского храма Яхве и отменил культ всех богов, кроме культа бога Яхве. Централизация культа была выражением борьбы централизованной власти рабовладельцев против пережитков родовых, племенных отношений. Постепенно Яхве был превращён «во всеединого владыку неба и земли, который господствует над всеми народами, сулит милость обращённым и безжалостно сокрушает непокорных» (К.Маркс, Ф.Энгельс). Прежние племенные боги были подчинены Яхве, превращены в патриархов, древнее божество грома и молнии Илья стал считаться пророком, а божество солнца Шимшон (Солнечный муж) — богатырём Самсоном.

Ф.Энгельс показал, как происходил процесс образования монотеизма, затянувшийся на много веков. «Вся совокупность природных и общественных атрибутов множества богов,— писал Ф.Энгельс,— переносится на  о д н о г о  всемогущего бога, который, в свою очередь, является лишь отражением абстрактного человека. Так возник монотеизм, который исторически был последним продуктом греческой вульгарной философии более поздней эпохи и нашёл своё воплощение в иудейском, исключительно национальном боге Ягве».

Многие западные учёные не могли правильно объяснить, откуда взялась идея библейского монотеизма, искали её в наблюдениях древних израильтян за «единообразием пустыни», выводили её из «единства человеческого сознания» и т.д. В письме к К.Марксу Ф.Энгельс указывал, что «единый бог никогда не был бы осуществлён без  е д и н о г о  ц а р я», «единство бога, контролирующего многочисленные явления природы, объединяющего противоположные силы природы, есть только копия единого восточного деспота, который видимо или действительно объединяет сталкивающихся в своих интересах людей».

Библейский иудаизм освящал и укреплял власть царя. Во многих рабовладельческих государствах цари обыкновенно были и верховными жрецами. В Библии царь называется «помазанником Яхве». В Книге псалмов Яхве говорит царю: «Ты мой сын, я сам тебя зачал сегодня». Царь имел право носить титул «сын бога». При вступлении на престол царю давали новое имя; к его имени добавляли приставку «Ио», чем отмечалась связь царя с богом. В «праздник труб» в храме изображалась церемония победы Яхве над всеми богами, восшествие его на трон, когда земной царь принимал из рук небесного царя власть над людьми. Народ приучали верить, что «сердце царёво в руке бога».