Жрецы и Тора

Библейский иудаизм

Централизация культа привела к укреплению иерусалимского жречества, в пользу которого население было обложено различными налогами. Храм владел рабами и обладал большими денежными суммами. Жрецы составляли корпорацию (племя левитов), которая пополнялась выходцами из знатных родов и была опорой царской власти.

Жрецы записывали мифы, гимны, изречения, распространённые в народе, перерабатывали, пополняли их в соответствии со своими целями и взглядами и связывали отдельные записи в одно целое. В глубокой древности, ещё до появления письменности, у израильтян складывались устные предания и законы, существовали сказания и песни о патриархах, героях и царях, о войнах, победах, успехах и бедствиях народа. Эти предания передавались из рода в род, от поколения к поколению, из уст в уста. Большая часть Библии (по-гречески — книги) и является таким собранием записей, составленным из разных источников. Ф.Энгельс указывал: «Иудейское так называемое священное писание было ничем иным, как записью древнеарабских религиозных и племенных традиций, несколько видоизменённых ранним отделением иудеев от соплеменных им, но ещё кочующих соседей...».

Жрецы утверждали, что единый и всемогущий бог Яхве избрал еврейский народ, открылся ему, чтобы дать ему единственно верное душеспасительное учение, которое евреи призваны беречь и нести всем народам мира. Учение что Яхве якобы передал в форме завета Моисею, поэтому завет является священным и богооткровенным.

Пятикнижие Моисея, Тора (Закон), освящала власть и доходы жрецов, рабовладельческий строй, частную собственность и социальное неравенство. Пятикнижие Моисея, составленное около VI века до нашей эры из разнообразных источников, сведённых в одну компиляцию редактором, жившим в V веке до нашей эры, излагало рабовладельческие законы: «раб твой и рабыня твоя... могут быть у тебя... Они могут быть вашею собственностью. И можете передавать их в наследство и сынам вашим по себе, как имение; вечно владейте ими, как рабами» (Левит, 25, 44–46).