Краткий словарь богословских и церковных терминов

АББАТ (лат. «abbas», «abbatis», от евр. «abba» — «отец») — название настоятелякатолического мужского монастыря (аббатства) у бенедектинцев, цистерцианцев, клюнийцев; во Франции название священника приходской церкви.

АББАТСТВО — с VI в. самоуправлющийся католический монастырь, во главе которого стоит аббат. В средние века аббатства владели большими земельными и прочими богатствами.

АВТОКЕФАЛИЯ — независимое положение одной православной церкви от другой.

АГИАСМА — святыня; общее название для освященных предметов. В православном культе агмасма означает воду, освященную в церкви особым ритуалом.

АГИОГРАФИЯ — церковная литература, занимающаяся описанием жизни святых.

АГНЕЦ БОЖИЙ (agnus dei)— наименование Иисуса Христа, намекающее на принесение им самого себя в жертву, искупающую человеческие грехи. Во времена раннего христианства Иисуса Христа часто изображали на стенах римских катакомб в виде доброго пастыря, несущего на плечах агнца. «Agnus dei» — также название молитвы в католической литургии.

АЛЛИЛУИЯ (евр.) — буквально «хвалите господа» — торжественный религиозный гимн христианского богослужения, исполняемый и отдельно и как рефрен к другим религиозным гимнам.

АЛТАРЬ — буквально высокий жертвенник, или престол. Находится на восточной стороне, представляя собой часть храма, предназначенную для совершения богослужения. В православных храмах эта часть отделяется иконостасом. В алтаре находится престол. На престол кладутся крест, евангелие, антиминс, дарохранительница. Под престолом помещается часть мощей, что символизирует древнюю литургию на гробницах «мучеников» в катакомбах. В алтаре находится обычно стол, называемый жертвенником, для совершения проскомидии (см.).

АМВОН — возвышенное место в церкви против престола. Здесь читается евангелие и произносятся диаконом ектеньи (см.). С амвона священник произносит в православном храме проповеди.

АНАЛОЙ, НАЛОЙ (аналогий) — род столика с пологим верхом для чтения религиозной литературы в церкви.

АНАФЕМА (евр. херем) — проклятие, заклятие. Церковные соборы, римские папы, православная церковь часто пользовались анафемой в борьбе с ересями, отлучая от церкви неугодных им людей, что в средние века воспринималось как осуждение на вечные муки.

АНТИМИНС — священная ткань с изображением положения во гроб Иисуса Христа; кладется на церковный престол при совершении таинства евхаристии (см.).

АНТИХРИСТ — по христианским представлениям, посланник Сатаны, который якобы придет незадолго до второго пришествия Иисуса Христа и будет вести борьбу с христианской церковью, но в конце концов будет побежден Христом. Последователи средневековых ересей считали антихристами римских пап и вообще всю римскую иерархию.

АПОСТОЛЫ — двенадцать мифических учеников легендарного основателя христианства — Иисуса Христа.

АРИАНСТВО — учение александрийского священника Ария, жившего в IV в. н. э. и утверждавшего о неравенстве сына божия, т. е. Иисуса Христа, богу-отцу. Вселенские соборы в Никее (325 г.) и в Константинополе (385 г.) осудили «ересь» Ария, лишив его сана и отлучив от церкви. Однако это не остановило распространения арианства, воспринятого некоторыми германскими племенами и удержавшегося еще в продолжение довольно длительного времени, пока усилившийся католицизм не положил ему конец.

АРХИЕРЕЙ — в русской православной церкви представитель высшей церковной иерархии, соответствует епископу.

АРХИМАНДРИТ — в греческой церкви (с V в.) настоятель архиман дрии, монастыря. Первоначально архимандриты избирались епископами из игуменов для надзора за монастырями своей епархии. В дальнейшем наименование архимандрит стало почетным титулом игуменов важнейших монастырей в епархии. В этом значении это наименование перешло из Византии в Россию (с 1174 г.).

БЛАГОВЕЩЕНИЕ — праздник христианской церкви, отмечаемый 25 марта, связанный с мифом о «непорочном зачатии» девой Марией Иисуса Христа. Миф о зачатии от бога весьма древен, он старше христианства и известен у других народов (у греков, индусов и др.).

БУЛЛА (лат. bulla — шарик) — послание папы, скрепленное печатью в форме шарика. Поэтому папские послания обычно именовались буллами.

ВИКАРИЙ (лат. vicarius) — помощник католического священника или епископа; в православной церкви — помощник (в сане епископа) архиепископа или митрополита.

ВСЕНОЩНАЯ, или ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ,— богослужение, совершаемое в канун воскресного дня или престольного праздника. Всенощная состоит из «вечерни» и «утрени» с «первым часом», между которыми читаются тексты из писания. Бодрствование во все время всенощной соблюдалось только в монастырях со строгим уставом. Обычно же служба и чтение совершаются в сокращенном порядке.

ГЕЕННА — в Новом завете название долины, идущей от Сионской горы до долины Кедрона в Иерусалиме. Согласно легенде, иудеи в период усиления среди них языческих настроений приносили здесь своих детей в жертву Молоху. Иудейский царь Иосия с целью искоренить язычество приказал сделать гееннскую долину местом свалки. Смрад, шедший от этого места, уподобляется в писании смраду ада, символом которого становится Геенна.

ГОВЕНИЕ — в православной церкви пост и воздержание, подготовляющие верующих к таинству причастия. Говеющие обязаны посещать церковные службы, молиться дома и т. п.

ГОМИЛЕТИКА — учение о существе, или природе, христианской церковной проповеди, о ее содержании, построении и изложении, о произношении и мимике. Гомилетика выясняет взаимоотношение церковной проповеди и ораторского искусства, предостерегает проповедника от увлечения философскими или поэтическими темами за счет евангельских.

ГРОБ ГОСПОДЕНЬ — одна из главных святынь христианского мира, Храм Гроба господня в Иерусалиме построен на месте, где, согласно евангельской легенде, якобы был похоронен после распятия Иисус Христос. Грабительские крестовые походы, совершаемые в Палестину с конца XI по XIV в., шли под лозунгом освобождения Гроба господня от власти неверных мусульман.

ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА — в православной церкви ковчег, в котором хранятся запасные «святые дары». Наряду с ней имеется небольшой переносный сосуд, так называемая дароносица, в которой свяшенник носит «святые дары» для причащения на дому больных или умирающих. Как дарохранительница, так и дароносица хранятся непременно в алтаре на престоле.

ДАРЫ СВЯТЫЕ — в православной церкви название хлеба (просфора) и вина после превращения их якобы в тело и кровь Христа в таинстве евхаристии. Вкушение и принятие святых даров христианами представляет собой таинство причащения.

ДЕМОНОЛОГИЯ — область богословия, занимающаяся изучением сил, враждебных божественному началу. Уже в античных религиях мы находим понятие противоположности божественного духа силам зла. В древнеперсидской религии Зороастра доброе начало — Ормузд противопоставляется злому началу — Ариману. В буддизме представитель злого начала — Мара пытается соблазнить и совратить Будду. Христианская церковь развила учение о Диаволе и Сатане. Демонология нашла широкое отражение в мистических учениях еврейской каббалы, в средневековых поверьях о «шабашах ведьм» и кончавшихся кострами судебных процессов над подозреваемыми в участии в «шабашах» душевнобольными женщинами.

ДЕСЯТИНА — обязательное приношение в средние века в пользу церкви десятой части доходов. Средства, получаемые от десятины, духовенство, в теории, должно было использовать на построение и украшение церквей, на поддержку бедных, странников и богомольцев. Однако в действительности они использовались так, как было угодно высшему клиру. Десятина тяжким бременем лежала на обществе, в некоторых странах Европы сбор десятины удерживался до XIX в.

ДИАКОН — низшее духовное звание, или сан, помощник священника при церковной службе; протодиакон — первый, или старший, диакон.

ДИАСПОРА (греч.), или рассеяние.— В Новом завете так называется совокупность еврейских религиозных общин, рассеянных среди языческих народов в Египте и в Малой Азии, вне своей историической родины — земли Израилевой.

ДОГМАТ (в богословии) — непререкаемая божественная истина, данная якобы через божественное откровение; безусловное признание ее является первой обязанностью верующего.

ДОМИНИКАНЦЫ — католический орден, основанный в XIII в. Первоначально задачей ордена, объявленного нищеским, была проповедь католицизма, миссионерская деятельность среди нехристиан. Доминиканцы должны были отказаться от собственности и жить милостыней. В XV в. это постановление было отменено. Крупнейшие представители доминиканцев — Альберт Великий, Фома Аквинский, Савонарола и др. Доминиканцы огнем и мечом вели борьбу с «еретиками». Инквизиция была делом их рук. В эпоху своего наивысшего расцвета орден насчитывал до 150 тыс. членов в Европе и в заморских территориях. Впоследствии доминиканцы были вынуждены уступить главную роль иезуитам. Доминиканцы носят белую рясу с белым капюшоном, на улице надевают сверху черную мантию с черным капюшоном. На гербе доминиканцев изображена собака с горящим факелом в пасти (отсюда и название: «доминиканцы» — «псы господни»), что указывает на двойную задачу ордена: борьба с ересью и просвещение проповедью.

ДУХ СВЯТОЙ — один из образов (ипостасей) бога, третье лицо Троицы.

ЕКЛЕСИАРХ — ключарь, церковный смотритель.

ЕКТЕНИЯ — молитва, провозглашаемая диаконом или священником и содержащая просьбу, обращенную к богу. Виды ектений: великая, просительная, сугубая и малая.

ЕПИСКОП (архиерей) — название одной из высших степеней церковной иерархии. Правом и обязанностью епископа является рукоположение в диаконы, пресвитеры и епископы. Он также назначает на низшие должности клира, освящает храмы и т. п. Ему подчинены все церковные учреждения, находящиеся в пределах его епископии (или епархии), монастыри, духовные семинарии и т. д. Епископ должен соблюдать безбрачие, хотя и не должен быть обязательно посвящен в монашество. Архиепископ — старший епископ.

ЕПИТРАХИЛЬ — часть облачения священника, представляющая собой две сшитые вместе широкие ленты с крестами. Ношение епитрахили во время богослужения является обязательным для священника. Одновременно с епитрахилью во время богослужения священник надевает также сверху фелонь, или ризу, представляющую собой длинную и широкую одежду без рукавов.

ЕРЕТИК — последователь ереси, религиозного учения, противоречащего церковным догматам, отступление от которых влекло обычно за собой отлучение от церкви, пытку или костер. Поскольку в форму ересей в разные исторические эпохи облекалась обычно социальная борьба масс города и деревни (крестьянства, городских ремесленников) против эксплуататоров, то носителями ересей часто были представители угнетенных классов (например, анабаптисты). В других случаях еретиками становились представители поднимающейся буржуазии или обуржуазившегося дворянства (например, гугеноты), выступавшие против абсолютизма, рядившегося в тогу официального правоверия. Под видом борьбы с еретиками связанное с церковью государство расправлялось часто со своими политическими противниками, как это явствует хотя бы иэ практики испанской инквизиции XV—XVI вв.

ЕФИМОНЫ, или МЕФИМОНЫ (греч.),— великое повечерие, вечерняя служба в великий пост. Она совершается на первой неделе великого поста, когда читается так называемый «Великий канон» Андрея Критского.

ЖИТИЯ СВЯТЫХ — обширный отдел христианской литературы, трактующий о жизни и подвижнической деятельности лиц, причисленных церковью к лику святых.

ЗАВЕТ — договор человека с богом, дающим ему откровение и ниспосылающему благодать. Ветхим заветом называется совокупность древних еврейских священных книг, Новым заветом — книгм христианской церкви. По учению последней, откровение божества человеку наиболее полно выражено в Новом завете.

ЗАПОВЕДИ МОИСЕЕВЫ — десять правил морального характера, данных якобы богом пророку Моисею на горе Синае для передачи их народу израильскому.

ЗАУТРЕНЯ, или УТРЕНЯ,— утренняя служба в православной церкви. Праздничная заутреня отличается от ежедневной составом своих молитв и песнопений.

ИГУМЕН — настоятель монастыря.

ИЕЗУИТЫ — члены католического ордена полумонашеского характера, основанного в XVI в. Игнатием Лойолой для защиты католицизма от угрожавшей ему опасности со стороны протестантской Реформации. Иезуиты получили большие привилегии от папского престола. Они не были подсудны светским судам, освобождены от государственных налогов, подчинялись только генералу ордена и папе. Для осуществления своих целей иезуиты признавали все средства допустимыми. Кинжал и яд, интриги и тайные убийства сопутствовали проповеди и кресту. Они оправдывали обман, ложь и клятвопреступление, если считали их полезными для исполнения задач ордена. Аморальный и жестокий образ действий иезуитов, их лицемерная казуистика сделали имя иезуитов нарицательным для обозначения последней степени падения человеческого достоинства. Несмотря на то что их часто изгоняли из отдельных стран, они вновь поднимали голову, смыкаясь с самыми реакционными кругами католицизма.

ИЕШИВА (иешибот) — высшая еврейская религиозная школа, готовящая служителей еврейского религиозного культа (раввииов, канторов и др.). Основным содержанием занятий в иешиве является схоластическое изучение и толкование Библии и Талмуда.

ИЗРАИЛЬ — имя одного из легендарных родоначальников еврейского народа Иакова, ставшее впоследствии в Библии именем значительной части народа, образовавшего отдельное государство в северной части Палестины с центром в Сихеме, а затем присвоенное и всему народу.

ИНДЕКС (Index librorum prohibitorum)— указатель книг, запрещенных католической церковью для чтения верующим.

ИНДУЛЬГЕНЦИИ — папские грамоты, дававшие отпущение грехов, т. е. освобождавшие от наказания за совершенный грех в потусторонней жизни (согласно учению церкви). Католическая церковь в интересах обогащения Римской курии организовала бесстыдную торговлю индульгенциями, продавая их, так сказать, авансом — даже до Совершения греха.

ИНОК — монах, чернец, черноризец, отшельник, пустынножитель.

ИНТЕРДИКТ — наказание, возлагавшееся католической церковью на целые города и государства, предусматривавшее запрещение совершать в них общее богослужение. Интердикт был формой борьбы римской церкви против непокорных государей, народных движений, отдельных враждебных католицизму групп и лиц. Различали интердикты местные, личные, смешанные. Интердикт в эпоху безраздельного господства церкви над сознанием людей был сильнейшим орудием в руках папства, но к концу средних веков действие этого церковного наказания не казалось уже таким страшным.

ИОМ-КИПУР (Судный день) — еврейский праздник смирения и отпущения грехов как отдельных людей, так и всего народа. Этот праздник отмечался в еврейском календаре осенью, в десятый день седьмого месяца тишри, строгим воздержанием от работы и пищи в продолжение суток, от вечера одного дня до вечера следующего дня. Вечернее богослужение начиналось с торжественной молитвы — «Кол-Нидре». В древности этот праздник сопровождался торжественными храмовыми жертвоприношениями. Празднование Иом-Кипура, символизировавшее нравственное очищение человека от грехов, совершенных им в продолжение года, возникло, по-видимому, в период вавилонского пленения (VI в. до н. э.), так как он не упоминается ни в исторической литературе, ни в пророческих книгах довавилонского периода.

ИПОСТАСЬ (греч.) — лицо, вид, облик. Троица, например, определяется как бог единый по существу, но в трех ипостасях, т. е. лицах: бог-отец, бог-сын, бог — дух святой.

ИШАНЫ — руководители мусульманских дервишей, жившие вместе с ними в их монастырях (ханаках) или близ могил (мазаров) мусульманских святых. Звание ишанов было наследственным. Ведущие паразитическое существование ишаны были выразителями наиболее фанатических и реакционных сил мусульманского духовенства.

КААБА — древняя святыня арабов, находящаяся в Аравии, в Мекке. Храм Каабы был центром паломничества (хаджжа) для миллионов жителей Востока. Кааба представляет собой четырехугольник со стенами в рост человека, построенный из грубого камня. В стену был вделан так называемый «Черный камень», по-видимому метеоритного происхождения, главная святыня Каабы, который якобы был принесен ангелом из рая Адаму и вделан в стену впоследствии библейским патриархом Авраамом. Кааба была местом паломничества и до возникновения ислама. Основатель ислама Мухаммед, выбросив в 630 г. из Каабы находящиеся там изображения богов, превратил ее в главную святыню мусульман.

КАДИЛО, или КАДИЛЬНИЦА,— сосуд для курения фимиама во время христианского богослужения. Представляет собой круглую чашечку, повешенную на нескольких цепочках, соединенных вместе в верхнем конце, за который держит священник. В кадило кладутся 506 Приложения горящие угли, и на них насыпается ладан (древесная ароматическая смола или другие душистые вещества).

КАНОНИЗАЦИЯ — причисление церковью к лику святых.

КАНОНИКИ — католические священники, состоявшие при больших соборах и подчинявшиеся определенному уставу.

КАПЕЛЛАН — католический священник, состоявший при капелле, т. е. при особом приделе в соборе или при часовне приходской церкви, а также при домовых церквах. Капелланы часто были помощниками приходских священников.

КАРДИНАЛ (лат. cardinalis — главный) — высший духовный сан в католической церкви. Кардиналы — ближайшие советники пап. Их собранием, конклавом (и из их среды), избирается папа. Знаком их достоинства являются высокие красные шапки.

КАТЕХИЗИС — руководство для элементарного обучения вере самих христиан. Обычно излагается в вопросах и ответах и содержит положения, признание которых обязательно для каждого члена церкви или вероисповедания.

КАТОЛИКОС — титул верховных иерархов грузинской православной и армянской церквей. Местонахождением армянского католикоса является г. Эчмиадзин.

КИОТ — деревянный ящик, в который ставятся иконы или рамы со стеклом для образа.

КЛОБУК — головной убор монахов, черного цвета, состоявший из камилавки, т. е. цилиндрической шапки, расширенной кверху, без полей, и надетой на нее креповой ткани, которая оканчивалась сзади тремя длинными концами (воскрилиями). Клобук с воскрилиями носили монахи, принявшие пострижение. Патриарх носил белый клобук.

КОВЧЕГ ЗАВЕТА — ящик, в котором хранились скрижали с выбитыми на них десятью заповедями. Он был сделан из дерева ситтим и покрыт золотом снаружи и внутри. Ковчег переносили на шестах, которые продевали сквозь прикрепленные к нему золотые кольца. В ковчеге же хранился жезл Аарона. Иудеи верили в присутствие Яхве на ковчеге завета. Первоначально ковчег завета сопровождал войско в походе. После построения храма в Иерусалиме он был перенесен в его святилище.

КОНКЛАВ — собрание кардиналов для избрания нового папы, а также название зала, где происходит это собрание. Этот зал мог иметь только один выход, и кардиналы могли покинуть его только после избрания папы. Всякое общение их с внешним миром до его избрания запрещено.

КОНКОРДАТ — соглашение между папой и католическими государями (договоры с некатолическими правительствами назывались конвенциями).

КОНСТАНТИНОВ ДАР — папская фальшивка, опираясь на которую католическая церковь притязала на светскую власть. В этом документе, составленном, по-видимому, во второй половине VIII в. по заданию Римской курии, говорится о том, что римско-византийский император Константин Великий (274—337 гг.) вручил папе Сильвестру I (314—335 гг.) и его преемникам власть над Римом, Италией и западной частью империи. Эта фальшивка была создана курией для доказательства своего права на папскую область, подаренную католической церкви в 754 г. франкским королем Пипином Коротким (714—768 гг.). Подложность так называемого Константинова дара доказал в середине XV в. итальянский гуманист Лоренцо Валла.

КОПТЫ — египтяне христианского исповедания. Термин «копты» стал известен в Европе с XVII в. из арабских литературных источников. Копты имеют богатую литературу на греческом и арабском языках. Христианство проникло к ним очень рано. Коптская церковь (иаковиты) носит самостоятельный характер. Церковная служба, устройство храмов и другие установления во многом совпадают с православными.

КУРИЯ — название совокупности верховных учреждений римского католицизма, имеющих административные и судебные функции. Курия издает папские грамоты и буллы, раздает бенефиции и отпущения грехов, заведует папскими финансами, имеет сношения с иностранными государствами, рассматривает аппеляции, решает вопросы канонизации святых, основания орденов и т. д.

КСЕНДЗ — духовное лицо в Польше, в сане священника, как из белого духовенства, так и из монахов.

КУЩИ — один из трех главных еврейских праздников. Отмечается осенью, в месяце тишри, продолжаясь семь дней. Установлен в память мифического сорока летнего странствования евреев в пустыне из Египта в Ханаан. Верующие в продолжение недели жили в кущах, или палатках, сделанных из древесных ветвей. Дома, дворы также украшались зелеными ветками. С ветками же в руках молящиеся присутствовали при богослужении.

ЛАДАН ЦЕРКОВНЫЙ — пахучая смола, которой кадят в церкви, хранится в ладанице.

МАДОННА — наименование богоматери (девы Марии) в католическом культе, а также ее икон и изваяний. Древнейшие изображения Мадонны на стенах римских катакомб относятся ко II—III вв. Обычно Мадонна изображается с младенцем Иисусом на руках или на коленях.

МАММОНА — божество богатства и наживы у древних финикийцев, в переносном значении — алчность, корыстолюбие.

МАРТИРОЛОГ — сборник рассказов о мучениках первых веков христианства, погибших в борьбе за веру с язычеством. В средние века был известен ряд подобных сборников. Впоследствии мартирологи вошли в святцы, где рассказы о мучениках чередовались с жизнеописаниями «святых».

МЕЧЕТЬ — мусульманский храм. При мечетях возводятся по два и более минаретов, напоминающих своим видом маяки, с балконов которых муэдзины несколько раз в день призывают мусульман к молитве. Выбеленные стены внутри мечети украшают изречениями из Корана, никакие изображения не допускаются. Пол покрыт циновками и коврами, скамьи отсутствуют. В юго-восточной части мечети находится кафедра для имама, а в обращенном к Мекке углу — шкаф, где хранится несколько экземпляров Корана.

МИРО — вещество, употребляемое церковью в таинстве миропомазания. Первоначально это было чистое растительное масло. Затем, с VI в., к нему начали примешивать бальзам и ароматические вещества. В XVI в. на Западе к елею (деревянному и вообще растительному маслу) стали примешивать индийский ароматичный бальзам. В православной церкви миро приготовляется из оливкового масла, белого виноградного вина, ароматических веществ и т. д.

МИТРА — древний головной убор, принятый церковью для епископата.

МИТРОПОЛИТ — первоначально в Византии — епископ митрополии, т. е. главного города области или провинции. В России митрополиты до введения патриаршества (1589) были главами русской православной церкви. Их резиденцией был Киев (до XII в.), затем Владимир и с XIV в. Москва.

МОЩИ — тела христианских святых, оставшиеся якобы нетленными после их смерти. С первых веков христианства почитание мощей было одним из важнейших установлений церкви. Места погребения «святых» обладали притягательной силой для тысяч паломииков. Литургия в первые времена христианства совершалась обязательно на мощах «мучеников». На их мощах строились храмы, мощи хранились под престолом. Произведенное после Октябрьской революции вскрытие мощей показало, что в большинстве своем это были бутафорские подделки.

НИМБ — изображение сияния, исходящего от головы и всего тела святого. В христианской иконографии нимб с древнейших времен стал принадлежностью изображений всех ипостасей троицы (т. е. бога-отца, бога-сына и бога — духа святого), ангелов, богоматери, святых. Нимб также сопровождает агнца божия и фигуры животных, служивших символом четырех евангелистов. Нимбы имели разные формы: треугольника, шестиконечной звезды, круглого диска с начертанным внутри него крестом и т. д. Старинные живописцы золотили и серебрили круглые нимбы.

ОБЕДНЯ — русское народное название литургии (литургия совершается до обеда).

ОБЛАТКА, или ГОСТИЯ,— в католической и протестантской церквах символизирует жертву. Приготовляется из пресного пшеничного теста, большей частью с изображением агнца и креста, которое должно напоминать о распятии Христа. С XII в. у католиков и лютеран употребляется для причастия. Реформаторская церковь употребляет обыкновенный хлеб. В православной церкви употребляется для этой цели просфора.

ОРДЕНА — особые католические организации с определенным уставом. Ордена были для папства надежной опорой при проведении им своей реакционной политики. Они предотвращали выступления против церкви, поддерживали феодальную эксплуатацию. Наиболее ранним орденом был орден бенедиктинцев, возникший еще в VI в. В XIII в. возникли ордена доминиканцев и францисканцев (так называемые нищенствующие ордена). Некоторые ордена были монашескими (доминиканцы, францисканцы и др.), другие внешне носили светский характер (иезуиты — во второй половине XVI в.). Средневековые рыцарские ордена (орден госпитальеров, тевтонский орден и др.) с полумонашеским уставом сыграли важную роль при захвате и колонизации феодалами чужих земель (Палестины, Прибалтики и др.).

ПАНИХИДА — служба по покойнику. Существуют также так называемые вселенские панихиды: в память всех умерших ранее достойной христианской смертью, а также в память всех умерших скоропостижно, без церковного напутствия.

ПАСТЫРЬ — священник, уподобляемый пастуху, пасущему свое стадо, или паству, т. е. прпхожан. Пастор (латин. Pastor) — священник у протестантов.

ПАТРИАРХИ — название родоначальников еврейского народа — Авраама, Исаака и Иакова, а также некоторых других библейских персонажей. В христианских православных церквах патриархами называют главнейших епископов (константинопольского, александрийского, антиохийского, иерусалимского). Патриаршество в России существовало с 1589 по 1700 г. и снова было восстановлено с 1918 г. Главой русской православной церкви является ныне патриарх Алексий.

ПОНТИФИКАТ — время правления какого-нибудь рижского папы (лат. pontifex — верховный жрец). Это античное наименование было присвоено себе папами.

ПОСЛУШНИК — в русских монастырях — человек, готовившийся к принятию монашества. В монастыре послушники исполняли разные низшие обязанности во время церковной службы и в монастырском хозяйстве, что символизировало их послушание.

ПОСТРИЖЕНИЕ — обряд посвящения в монашество.

ПРЕЛАТ — предпочтенный, поставленный над кем-либо (в католической и лютеранской церквах название высших духовных сановников).

ПРЕСВИТЕР — (от греч. presbyteros — старец) — священник (см.).

ПРИОР — настоятель в католических мужских монастырях.

ПРИТЧИ — аллегорические повествования, встречающиеся в библейских книгах Ветхого и Нового заветов, излагающие в образной форме сущность религиозного учения. Так называемые притчи Соломона представляют собой религиозно-дидактическую книгу, проповедующую житейскую «мудрость». Религиозная проповедь облекается в форму притч также и в книгах евангелий. Общее число евангельских притч около 30. Темы притч самые разнообразные. Доступные по форме, притчи были удобным средством в руках духовенства для религиозной пропаганды.

ПРИЧТ — церковный штат в небольших церквах, состоявший обычно из священнослужителей (священника и диакона) и церковнослужителей (псаломщика и др.). Причт утверждается обычно архиереем по ходатайству прихожан при наличии финансовых возможностей для его содержания за счет верующих. Состав причта зависит обычно от числа прихожан.

ПРИХОД — низший самоуправляющийся церковный округ, имеющий свою церковь с причтом для совершения службы.

ПРОСКОМИДИЯ — первая часть литургии, во время которой готовятся дары на жертвеннике для освящения.

ПРОСФОРА (просвира) — хлеб, служащий для причастия. В приходах просфоры выпекались ранее просвирнями, обычно вдовами духовного звания, которые причислялись к причту.

ПРОТОПОП — протопресвитер, протоиерей — жалованное звание; сан священника; также настоятель соборного бесприходного клира.

ПСАЛМЫ — религиозные гимны. Собрание псалмов носит название Псалтирь, или Псалтырь.

ПСАЛТИРЬ, или книга псалмов,— одна из книг Ветхого за эета, состоящая из 150 псалмов, т. е. песен религиозного содержания. Автором этих псалмов обычно считают иудейского царя Давида, но многие псалмы, безусловно, более позднего происхождения.

РАССТРИЖЕНИЕ — лишение церковью духовного сана лиц, повинных в преступлениях гражданского или церковного характера. После прочтения виновному указа о лишении его сана с него снимают священнические или монашеские одежды (рясу, подрясник, камилавку, клобук), остригают волосы на голове и бороду и одевают в гражданское, «мирское» платье. Лица, подвергшиеся этому обряду, называются расстригами, распопами и т. д.

РЕЛИКВИИ — в христианской церкви останки мучеников и святых, их тела и части тел, одежда и части одежды, предметы, употреблявшиеся ими при жизни. Реликвиями были: пояс господень, его одежда, его сандалии, молоко богоматери, ее волосы, ее одежда, волос из бороды апостола Петра, его сандалии и рубашка, его стол, орарь и пр. Реликварием называется ковчег для хранения мощей святого. Создавая многочисленные реликвии, церковники занимались самыми бессовестными подделками.

РЯСА — верхняя одежда священников, монахов и монахинь.

СЕРАФИМЫ — один из Девяти чинов ангельских (серафимы, херувимы, престолы и т. д.). Они занимают высшую ступень в небесной иерархии, окружая престол господа. Видом своим похожи на людей, но имеют якобы по шести крыльев: двумя закрывают свои лица, двумя — ноги, двумя — летают. Серафимы непрестанно прославляют хвалебной песнью творца Вселенной («Иегову воинств»).

СВЯЩЕННИК (иерей, пресвитер) — основной представитель христианского религиозного культа. Он служит литургию, совершает таинства.

СИМВОЛ ВЕРЫ — основные догматы каждой религии, выраженные лаконично и образно и чаще всего аллегорически. Символы веры излагают бесспорные с точки зрения церкви религиозные положения, которые могут быть восприняты только верой и не нуждаются в доказательствах.

СИМФОНИЯ, или КОНКОРДАНЦИЯ БИБЛЕЙСКАЯ,— собрание всех встречающихся в Библии слов, выражений и фраз, расположенных по алфавиту, с указанием места, где они находятся. Составляется для проповедников.

СКИНИЯ — святилище древних евреев, построенное, по словам книги Исход, художниками Бецалелем и Оголиабом и сопровождавшее израильтян в их странствованиях по пустыне. В скинии находился так называемый ковчег, или кивот завета, в котором лежали скрижали завета. После занятия евреями Палестины скиния находилась в ряде пунктов страны, пока наконец не была помещена Соломоном в Иерусалимском храме. После этого о скинии в Библии больше не упоминается. Талмудическая письменность окружает легендами дальнейшую судьбу скинии. Как элементу культа Библия придает скинии большое значение.

СКРИЖАЛИ — каменные плиты, на которых якобы были выбиты десять заповедей. Согласно Библии, первые скрижали были получены пророком Моисеем непосредственно от бога на горе Синае. Они были в гневе разбиты Моисеем при виде поклонения иудеев золотому тельцу. Новые скрижали хранились впоследствии сначала в скинии, затем в Иерусалимском храме, в ковчеге завета. При разрушении Иерусалима Навуходоносором они, по словам Библии, якобы бесследно исчезли.

СЛУЖЕБНИК (литургиарион) — церковная книга, содержащая описание главной церковной службы — литургии.

СОДОМ и ГОМОРРА — города, расположенные при впадении Иордана в Мертвое море. Жители их были известны своей развращенностью и противоестественными пороками, за что и были уничтожены, по библейской легенде (Библия, Бытие, XIX, 1—29), небесным огнем вместе с городами, провалившимися в бездну.

СРАЧИЦА (сорочка) — покрывало престола (алтаря), на который кладется антиминс.

СТИГМАТЫ — рубцы на теле, напоминавшие следы ран, нанесенных Христу. Они появлялись на теле людей вследствие резвычайного нервного возбуждения, истерии, болезненной чувствительности кожного покрова.

СХИЗМАТИКИ (от схизма — раскол) — лица, отпавшие от церковного единства, но сохранившие веру в догматы, обязательные для всех христиан. Церковной схизмой, таким образом, считается разделение внутри церкви, не задевающее догматов. Этим схизма отличается от ереси. В Риме схизматиками называли последователей греко-византийской (православной) церкви.

СХИМА — строгий монастырский режим, принятый для монахов. Великая схима (великий ангельский образ) была установлена для отшельников-анахоретов, для которых стало обязательным затворничество в монастыре; малая схима (малый ангельский образ) — для монахов-киновиатов, т. е. живущих в монастырских общежитиях.

ТАЛИС — молитвенное покрывало у евреев. К краям та лиса прикрепляются так называемые «кисти видения» (цицис), имеющие символическое значение.

ТИАРА — папская трехъярусная митра.

ТОНЗУРА — Католические монахи и священники выстригают себе на темени кружок, так называемую тонзуру, символизирующую терновый венец и отречение от мирских интересов. Чем выше ранг духовного лица, тем больше выстриженное место.

ТРЕБНИК — книга, содержащая молитвы и описания древних обрядов, принятых в православных церквах. В первой части требника излагается последовательность совершения таинств (кроме таинства евхаристии, излагаемого только в отношении применения его к больным), вторая часть содержит молитвы, относящиеся к любой требе, т. е. обряду. Существуют требники полные, сокращенные и дополнительные. В последних приводятся обряды освящения храмов, молитвы на освящение предметов, употребляемых верующими вне храма, и т. д. Кроме основного содержания требники имеют также различные приложения.

ТРОПАРЬ — церковный стих для пения.

ФРАНЦИСКАНЦЫ — католический орден, основанный в XIII в. Первоначально община францисканцев, учрежденная Франциском Ассизским, не носила монашеского характера; она занималась проповедью и благотворительностью. Но под давлением католической церкви францисканцы быстро растеряли свои евангельские принципы и были превращены в орден, тесно связавший свою деятельность с папством. Францисканцы вместе с доминиканцами принимали участие в борьбе с еретиками с помощью инквизиции. Формально нищенствующий и не имеющий никакой собственности орден францисканцев стал средством накопления огромных богатств в пользу Римской курии. Огромные суммы в виде пожертвований стекались в орден. В настоящее время численность ордена францисканцев резко снизилась и значение его упало.

ХЕДЕР — начальная религиозная школа, существовавшая издавна у евреев Польши и России. Обучение носило схоластический характер и сводилось к чтению текстов Пятикнижия.

ЦАДИК — праведник. Институт чудотворцев-цадиков был очень распространен в XVIII—XIX вв. среди евреев Восточной Европы (Польша, Белоруссия, Украина, Румыния, Венгрия). Цадики были главными советниками в житейских делах. Существовали целые династии цадиков, передававших свою «должность» по наследству, от отца к сыну.

ЧАСОВНИ — малые церкви, без алтарей. Во времена раннего христианства они были своеобразными памятниками на могилах мучеников. Их строили над входами в подземные кладбища и в подземные церкви. Они возводились также в память важных событий церковной жизни. В России часовни появились после принятия христианства. Они строились часто вследствие отдаленности населенных пунктов от церквей.

ШЕЙХ — настоятель и духовный руководитель мусульманского религиозного ордена или религиозной общины; обычно потомок почитаемого святого или праведника.

ЭКЗАРХ (ексарх) — местоблюститель престола патриарха и митрополита, архиерей высшего сана, правящий делами целой области, края.

ЗССЕНЫ — одна из сект древних иудеев, возникшая во II в. до н. э.; эссены жили замкнутыми общинами, ведя аскетический образ жизни, не вступали в браки, давали обет быть ко всем справедливыми, никому не вредить, говорить всегда правду, не произносить клятв всуе и т. д. Они приготовляли все необходимое для себя сами и избегали сношений с торговцами. Эссены выступали против войны, против рабовладения, отрицали частную собственность, помогали друг другу и называли друг друга братьями. Они были в известном отношении предшественниками христиан, среди которых было много бывших эссенов.

ЭСХАТОЛОГИЯ — религиозное представление о скором конце мира. Иногда оно связывается с ожиданием космических изменений во Вселенной. Представление о конце мира соединяется с ожиданием страшного суда, знаменующего начало вечного блаженства для верных религии праведников и вечных мук для грешников. Эсхатологические идеи, ожидание конца мира и прихода избавителя — мессии, бурно развивались в годы тяжелых социальных и политических кризисов (в древней Иудее во время римской оккупации, в период раннего русского раскола при Петре I и т. д.).