Потерянный рай

Песнь третья



Но и Бог не дремлет, и восседая на своём престоле, Он видит Сатану, летящего к новозданному миру, и, обратив внимание на него своего Сына, сидящего рядом, предрекает успешное совращение рода человеческого Сатаною и разъясняет, что Божественное правосудие и премудрость безупречны, ибо Человек создан свободным и вполне способным противостоять искушению.

Тем не менее, Бог изъявляет намерение помиловать Человека, падшего не по причине прирождённой злобности, как Сатана, а будучи соблазнённым им. Сын Божий восхваляет Отца за милость к Человеку, но Господь провозглашает, что милость эта не может быть дарована без удовлетворения Божественной справедливости; Человек оскорбил величие Божие, посягнув присвоить себе божественность, а посему осуждён со всем потомством на смерть и должен умереть, если не найдётся кто-либо, желающий искупить за него эту вину и понести кару. Сын Божий выражает готовность добровольно пожертвовать собой для искупления Человека; Отец принимает жертву, повелевает Сыну воплотиться и превозносит его надо всеми именами на Небесах и на Земле, повелевает всем Ангелам поклониться Сыну. Ангелы, объединённым хором с оркестром, сопровождаемым арфами, воспевают в гимнах Отца и Сына (как обычно).

Сатана, меж тем, спускается на поверхность крайней сферы нашей вселенной. Странствуя здесь, он прежде всего находит некое место, названное позднее Лимбом, преддверьем суетности (описываются лица и предметы, входящие в эту область). Затем Сатана достигает Небесных Врат (рассказывается о ступенях, ведущих к ним, и водах, обтекающих Небеса). Далее Сатана направляет полет к шару Солнца, встречает Уриила, правителя этой планеты (вообще-то, звезды, а Уриил — такой жароустойчивый парень), по дороге преображается в младшего Ангела и притворно уверяет Серафима в своём горячем стремлении увидеть новозданный мир и Человека, поселённого на нем Создателем. Уриил ему всё рассказывает (болтун — находка для шпиона). Сатана узнав местонахождение Человека, сперва опускается на гору Нифат.