Производственная магия

Главным в жизни первобытного человека было обеспечение средств существования, поэтому значительная часть магических обрядов связана с его хозяйственной деятельностью. Примером может служить уже упоминавшийся обряд охотничьей магии австралийцев — рисовать на песке кенгуру и пронзать его копьями. Подобный обряд существовал в XVIII веке у жителей Камчатки — ительменов, стоявших в то время на стадии первобытнообщинного строя. Они изготовляли из сладкой травы, медвежьего сала и тюленьего жира фигуру волка, стреляли в неё из лука, а затем, разрезав на части, съедали.

С переходом к земледелию и скотоводству магические обряды стали исполнять в надежде повлиять на силы природы. Наибольшее значение приобрели обряды, направленные на обеспечение плодородия. Некоторые из них продолжали сохраняться до недавнего времени: в деревнях дореволюционной России крестьяне перед посевом надевали чистое бельё, чтобы поле было чистым и не зарастало сорняками; в капустные гряды зарывали большие круглые камни, чтобы кочны капусты были большими и тугими, как камни; перед посевом льна девушки расплетали и расчёсывали косы, чтобы лён был длинным, как их волосы, и т.д.

С производственной деятельностью людей связана и магия погоды: обряды вызывания дождя, ветра и др. Так, индейский колдун с целью вызвать дождь лил воду с крыши своей хижины. Папуасы для вызывания ветра, необходимого им при передвижениях по морю, производили шум, свистели. Подобные обряды основывались на убеждении первобытного человека, что желаемое действие можно вызвать подражанием этому действию. Не зная настоящих связей между явлениями, люди на их место ставили связи ложные, фантастические.