«Правдивое слово» Цельса

Составленный около 175 года большой труд Цельса «Правдивое слово» не дошёл до нашего времени. Зато сохранилось много цитат из Цельса в сочинении отца церкви Оригена «Против Цельса». Собрание этих цитат даёт достаточно полное представление о содержании книги. Труд Цельса состоял из четырёх частей: в первой — христианство критиковалось с позиций иудаизма; во второй — с точки зрения греко-римской философии и истории; в третьей части анализировались отдельные догматы христианства; наконец, в четвёртой — доказывалась возможность совместить новую религию с политическим режимом империи. Цельс был прекрасно знаком как с иудейской, так и с христианской литературой. Его особенно возмущало то обстоятельство, что «некоторые из верующих, как бы в состоянии опьянения... трижды, четырежды и многократно переделывают и перерабатывают первую запись евангелия, чтобы иметь возможность отвергнуть изобличения» (II, 27). Такого рода переработкам, несомненно, подвергались и канонические евангелия. Цельс указывает дальше, что ему приходилось видеть многих христианских «пророков», которые, будучи им уличены во лжи, признавались, что сами выдумывали свои бессвязные речи.

Много внимания уделяет Цельс и борьбе сект внутри христианства. Он пишет: «Вначале их было немного, и у них было единомыслие. А размножившись, они распадаются тотчас же и раскалываются... единственное, так сказать, общее, что у них ещё есть, это — название... а всё остальное у них по-разному» (III, 10–12). О наблюдательности Цельса свидетельствует, например, то обстоятельство, что он подметил — напомним: около 175 года — наличие у христиан «главной церкви» (V, 59), которая признаёт того же бога, что и иудеи, и принимает библейскую космогонию. Как мы видели раньше, это определение вполне соответствует истине.

Цельс подчёркивает, что, хотя среди христиан и есть «кое-какие дельные люди», всё же их учение «было усвоено только простолюдинами» (I, 26). К числу наиболее активных проповедников христианства принадлежат «шерстобитчики, сапожники, валяльщики, самые грубые мужланы» (III, 55). Он не мог понять, что в этом-то и состояла сила раннего христианства, которая позднее заставила императорскую власть признать новую религию.

Основная идея Цельса, ради которой он написал свою книгу, состояла в том, чтобы привлечь христиан к государственной службе. «Христианам, — пишет он, — надо защищать царя всей силой, делить с ним справедливо труд, сражаться за него, участвовать в его походах» (VIII, 73). На этих условиях они могли бы получить право открытого вероисповедания своей религии. Так в труде Цельса правящие круги империи впервые выдвинули мысль о компромиссе с христианством.