Численность христиан в III веке

В этих условиях когда рушились многовековые устои и казалось, что тысячелетний Рим доживает последние дни, создалась исключительно благоприятная обстановка для успеха христианской проповеди. Все беды, обрушившиеся на население империи, глашатаи новой религии объясняли как знамения, предшествующие страшному суду и столь долгожданному второму пришествию Иисуса Христа. К тому же и многим представителям имущих кругов, людям, воспитанным в духе античной культуры, христианство и церковь представлялись единственным оплотом порядка и убежищем в условиях анархии и хаоса. Во время кризиса III века христианская церковь превратилась в такую силу, с которой начали всерьёз считаться правящие круги империи.

Однако даже в середине III века число христиан намного уступало числу сторонников других религий. О численности, пожалуй, наиболее сильной римской общины в 251 году, т.е. в разгар кризиса, даёт некоторое представление сообщение Евсевия (Церковная история, VI, 43), согласно которому в Риме тогда имелось 46 пресвитеров, 7 диаконов, 7 иподиаконов, 42 прислужника, 52 экзорциста (заклинателя), чтеца и привратника, более 1500 вдов и немощных. На основании этих данных полагают, что в столице империи, почти полуторамиллионном городе, насчитывалось от 30 тысяч до 50 тысяч христиан. В то же время в таких крупнейших центрах христианства, как Карфаген и Александрия, насчитывалось соответственно 8 и 6 пресвитеров.

Глава протестантских богословов А.Гарнак, специально занимавшийся этим вопросом, считает, что в 325 году, т.е. уже после признания христианства Константином, оно преобладало лишь в Малой Азии, Армении и Фракии, пользовалось популярностью в Сирии, Египте, Северо-Западной Африке и некоторых других приморских районах. Слабое распространение христианства отмечается им для того времени в центральных областях Балканского и Пиренейского полуостровов, в Италии и Сицилии. В других же провинциях вообще не засвидетельствовано существование христианских общин. Таким образом, даже в начале IV века число христиан составляло не более 10-15% населения империи. Основное преимущество христианской церкви перед другими религиями состояло не в многочисленности её последователей, а в её организованности и централизации, благодаря которым христианские общины представляли собой действенную политическую силу.