Анимизм

Э.Тэйлор считал термин «анимизм» равнозначным термину «спиритуализм» и обозначал им представления о бесплотных душах и духах. В данном случае в понятие «анимизм» включаются первобытные верования в душу и духов, имевшие совершенно иной характер.

Представление о душе

Анимистические представления были свойственны всем народам. Они возникли на стадии первобытнообщинного строя. Непонимание первобытными людьми явлений собственной психики заставило их предположить наличие у каждого человека души, независимой от тела. Она считалась источником жизни и сознания. Представление о душе носило вначале конкретный, материальный характер; душа чаще всего связывалась с тенью или дыханием. В языках многих племён — тасманийцев, алгонкинов Северной Америки, зулусов Африки — душа и тень обозначаются одним и тем же термином, что свидетельствует об отождествлении этих понятий. У некоторых народов душа связывалась с дыханием. Одни и те же слова для обозначения души и дыхания употребляют племена Западной Австралии, некоторые племена Калифорнии, эскимосы Гренландии, малайцы, а также многие современные народы. В русском языке сам термин «душа» происходит от слова «дышать», «дыхание». Иногда представление о душе связывалось с кровью: у арабов, древних евреев и других народов душа и кровь имели одно название.

Насколько сильны были представления о материальности души, показывают следующие факты. Гренландские эскимосы считали, что толстые люди имеют жирные души, а худые — тощие души. Австралийцы отрезали у убитых врагов палец правой руки, чтобы их души не могли бросать копьё. Этот этнографический материал опровергает утверждение Э.Тэйлора о том, что душа с самого начала представлялась как нечто нематериальное, духовное.